Коллекция электронных материалов по технологии

История интерьера

назад на "Шторы в интерьере"

назад на "Индивидуальный стиль интерьера"

 

Поселение каменного века Скара-Брей на Оркнейских островах, Англия. План, интерьер.

Рис1

     Интерьер (фр. — внутренний) — это структура, убранство и оборудова­ние внутреннего пространства различных сооружений. При изучении интерьера жилого дома учащиеся будут знакомиться с миром жилища и закономерностями комфортной жилой среды. Но прежде чем рассказывать им об особенностях интерье­ра современного жилого дома, предлагаем коротко показать историю его развития. Все, что тысячелетиями накапливалось в мировой практике как результат сложного взаимодействия человеческого труда, при­родно-климатических, социальных и ма­териальных условий жизни, явилось базой для развития современной архитектуры жилища и его интерьера: от сельского жилого дома, коттеджа до многоквартир­ного дома в городе. Тема жилища, истории его интерьера неисчерпаема. Вначале рассмотрим искус­ство классического интерьера, которое зародилось в Древнем Египте, сформиро­валось во время античности, средневеко­вья, в эпоху Возрождения. Оно дало основу всем последующим направлениям разви­тия интерьера и оказало большое влияние на нашу современность.

 

Жилой дом в Древнем Египте а - дом ремесленника в Дейр-эль-Медине (XII в. до н. э.): разрез, план 1 - прихожая; 2 - жилая комната; 3 - спальная комната; 4 - двор; 5 - лестница на крышу б-дом вельможи в Кахуне (начало XX в. до н. э.): план 1 - вход; 2 - открытый коридор; 3 - главный двор; 4 - центральная жилая комната; 5 - двор женской половины дома; 6 - двор кухни в - интерьер центральной жилой комнаты дома визиря Нахта в Тель-эль-Амарне (ХУ!-Х! вв. до н. э.)

Рис 2   

 

    Зодчество на Земле началось практичес­ки с жилища. Первыми видами жилища для человека служили естественные укры­тия: пещеры, дупла, ветви деревьев, а затем сооруженные им самим шалаши, землянки, дома. Обустройство жилища носило в основном утилитарный характер: решались вопросы организации очага, мест вокруг него и т. п. Для этого использо­вались те же природные материалы, что и для строительства самого жилища, — камень, дерево, глина. Например, в каменном полу древнейшего из найден­ных домов человека выбиты углубления, предназначенные для хранения припасов и орудий труда, устройства постели, куда укладывались слоями шкуры. Из камня же выбивались ящики-"гардеробы", склады­вались "буфеты" с полками для глиняной посуды, а на проем навешивалась "дверь" (рис. 1).

    С развитием ремесла и возникновением художественных ценностей люди начали уделять внимание не только удобному устройству, но и украшению жилищ. Об этом свидетельствуют жилые постройки Древнего Египта (рис. 2).

    Небогатые дома включали самые необ­ходимые помещения. Центральное место занимала жилая комната, потолок кото­рой, выполненный в виде наката из бре­вен, опирался на деревянные столбы. Две задние комнаты служили спальней и кух­ней с печью для выпечки хлеба и ступкой для толчения зерна. В глиняный пол жилой комнаты вмазывался сосуд-жаровня для обогрева в холодное время года. В неко­торых домах лестница вела на плоскую крышу-террасу. Перед домом был двор, обнесенный глинобитной стеной.

 

    Дом зажиточного египтянина был отго­рожен от улицы такой же глухой стеной. Из узкой входной двери, расположенной напротив комнаты привратника, можно было попасть в хозяйственные помеще­ния, а также в жилые, которые делились на мужскую и женскую половины и выходили на открытый обширный двор. Вдоль южной стороны двора шла галерея, крыша которой опиралась на деревянные столбы. Из этой галереи, спасающей от жаркого солнца, был вход в жилые поме­щения. В женской половине также был небольшой двор, окруженный открытыми галереями на колоннах.

Стены центральной жилой комнаты были выше стен других помещений, что давало возможность под самой ее крышей уст­раивать окна. Солнечные лучи проникали через деревянные решетки окон, падали на стены и колонны комнаты, создавая впечатление легкости, зрительно смягчая тяжеловесность архитектурных форм. Массивные колонны, поддерживающие балки перекрытия, были одним из наиболее выразительных элементов интерьера. Стро­ители придавали им необычные формы. Возле стен возвышались площадки, веро­ятно, для диванов и кресла хозяина. В центре комнаты пол был замощен и в нем устроен сток воды, используемой для омо­вения рук во время еды. Стены, потолки, полы и колонны жилых помещений ук­рашались росписью, что также вносило в интерьер легкость и изящество.

О предметном мире древнеегипетского жилого дома можно судить лишь по ве­щам, найденным в гробницах. Это различ­ного рода мебель, предметы прикладного искусства, красивая и практичная посуда.

    Таким образом, жилище строилось по принципам четкого функционального разделения на парадные, жилые и хозяй­ственные помещения, их удобного взаимо­расположения, создания среды, комфорт­ной в условиях жаркого климата. Искус­ство интерьера началось с осознания об­щей композиции внутреннего пространст­ва дома, выделения ее центра - - главной жилой комнаты, роли света и цвета в восприятии архитектурных форм, художе­ственного истолкования конструктивных элементов.

В интерьере античного жилого дома стремление к комфортности и художест­венной изысканности нашло более глубо­кое отражение. Древнегреческие и ита­лийские мастера выработали отличные друг от друга композиции жилого дома, опти­мальные в условиях средиземноморского климата. Позже в римском городском доме и загородном доме-вилле эти два приема были объединены в новую пространствен­ную структуру.

   Интерьер древнегреческого дома отличали продуманность и простота композиции, че­ловечность масштабов, изысканная деликат­ность форм и сдержанность декорагавной отделки. Отчасти это объяснялось тем, что много времени греки уделяли общественной жизни, и дом им был нужен для удовлетво­рения потребности в пище, сне и отдыхе. Отсюда скромное убранство помещений и лаконичность пространства (рис. 3).

Жилой дом в Древней Греции Дом патриция в Приеме (IV в. до н.э.) а - общий вид б - первоначальный план в - план дома после перестройки 1 - вход; 2 - двор; 3 - ойкос; 4 - двор присоединенного соседнего дома. 

Рис 3 

 

   

    Характерный элемент жилого дома — расположенный в центре внутренний дворик, в который выходили двери и окна всех помещений. Внешние стены дома делали глухими. Именно во внутренний дворик вел вход в дом с улицы. Дворик имел с одной (всегда северной) или с двух, трех и четырех сторон крытые галереи-проходы, отделенные от открытой части колоннадой. Отсюда его название "перис­тиль", что означает двор, окруженный крытой колоннадой. Это защищало поме­щения летом от палящих лучей солнца, а зимой помогало собирать солнечные лучи для создания резервуара теплого воздуха. Дворик являлся композиционным цент­ром дома, и здесь было сосредоточено все богатство декоративной отделки. Он был украшен зеленью, цветами, скульптурой, а пол выложен мозаикой.

    Дом делился на две части — женскую, где также располагались дети, слуги и рабы, и мужскую, центром которой было парадное помещение дома, предназначен­ное для мужских собраний и пиров. Вдоль его стен устраивали возвышение для ложа пирующих. Важное помещение женской половины — комната с главным очагом (ойкос), рядом с которой находилась уз­кая комнатка, служившая дымоходом. В домах зажиточных горожан имелись ван­ные с терракотовыми или каменными ваннами-креслами.

    Простота интерьера сочеталась с лако­ничной росписью стен. Они были ошту­катурены и окрашены обычно горизон­тальными полосами: белой, желтой, крас­ной или желтой, голубой, красной, начи­ная с цокольной части. Полы парадных помещений, выложенные разноцветной галькой, отличались богатством мозаич­ного рисунка геометрических узоров, орнамента или изображений животных и фантастических существ.   

  

                                                                                                                 

   

               

  Жилой дом в Древнем Риме

а - италийский домус (IV в. до н. э.): общий вид, схема плана

1 - вестибюль; 2 - таберна; 3 - атрий; 4 - имплювий; 5 - крыло; 6 - таблинум; 7 - огород б - дом Серебряной свадьбы в Помпеях (первая половина I в. до н. э.):  план, интерьер атрия.

 Рис 4

       Полы других помещений выполнялись из каменных плит. В более скромных жилищах полы были глинобитные, покрытые известковым рас­твором, окрашенным в один тон, а внут­ренние дворики мостились каменными плитами.

    Мебель в Греции делали из дерева (клен, самшит, бук, кедр, кипарис), мрамора или бронзы. Это круглые или прямоугольные низкие столики, табуреты, стулья со спин­ками, кресла с подлокотниками, высокие кровати, на которых возлежали во время трапезы. Дополняли интерьер своеобраз­ные вазы, светильники, ларцы, циновки, цветные занавеси.

    Италийский дом сочетал семейный уют с деловыми интересами хозяина и его любовью к природе (рис. 4). Строился он по строго осевой композиции. Замкнутое прямоугольное в плане здание с глухими стенами, прорезанными кое-где щелевидными окнами для вентиляции, имело на одной из торцевых стен входной портал. По его обеим сторонам симметрично располагались двери мастерских и лавок, которые назывались табернами. Широкий вестибюль вел в обширный крытый двор (атрий), вокруг которого группировались жилые и хозяйственные помещения: полу­темные спальни и кладовые, а также два одинаковых, открытых во двор помеще­ния, называемых крыльями. К противопо­ложной входу в дом стороне двора при­мыкал приподнятый на одну - две ступени зал для деловых занятий главы семьи, называемый таблинум. Он был раскрыт и в сторону двора, и в сторону находивше­гося за домом огорода, что давало возмож­ность уже от входа увидеть зелень, замы­кавшую общую перспективу жилища. Центром композиции дома был двор, в перекрытии которого устраивался квад­ратный проем. Через него проникал со­лнечный свет и попадала дождевая вода, стекавшая в бассейн (имплювий). По краям проема перекрытие нередко поддержива­лось колоннами, что позволяло расшири­ть проем и увеличить освещенность двора.

    С течением времени такой тип дома значительно усложнился и приобрел ряд особенностей, присущих греческому жи­лищу. К нему присоединился дворик, окруженный крытой колоннадой. Он был гораздо обширнее греческого, всегда имел прямоугольные очертания. Располагался он по главной оси жилища и был таким же композиционным центром дома, как атриум. Дворик использовался для наиболее полного раскрытия пространства дома в сад с фонтанами или бассейном. Именно в этой части дома стали распо­лагаться жилые комнаты. Нередко к дво­рику примыкали бани и хозяйственные помещения. Комнаты женщин так же, как в греческом доме, группировались. Особо выделялись комнаты для гостей. Помеще­ния столовых, где с трех сторон стояли наклонные ложа, а с четвертой открывал­ся доступ для обслуживания трапезы, стали предусматриваться в соответствии с че­тырьмя временами года. При этом весен­ние и летние столовые выходили на се­верную сторону дворика, а осенние и зимние — на южную.

    В целом функция жилища в римском доме была интерпретирована в его линейно-осевую пространственную ком­позицию. Соединялись главные помеще­ния по принципу анфилады, придающей интерьеру глубину и простор. Этому спо­собствовало и употребление в интерьере колоннад разных масштабов, что также подчеркивало особый характер различных частей дома.

Комфорт и роскошь быта богатого римлянина сказывались и в пышной от­делке помещений: мраморных мозаичных полах, фонтанах и столах двора, цветни­ках, деревьях, статуях. Фресковая роспись, покрывавшая всю поверхность стен глав­ных помещений дома, органично сочета­лась с их архитектурными формами, обо­гащая интерьер либо имитацией мрамор­ной облицовки стен, либо изображениями картин и архитектурных деталей, либо украшением стен орнаментами, либо ил­люзорным развитием интерьера путем изображения архитектурных форм в раз­личных перспективных ракурсах.

    Мебель по своему составу и материалам была такой же, что и в греческом жилище, но отличалась более сложной формой и насыщенным декоративным оформлени­ем. Изделия из кедра, туи, оливы, клена, ясеня украшали резьбой, инкрустацией из фаянса, слоновой кости, панциря черепа­хи, металлов.

Интерьер средневекового жилища Евро­пы во многих отношениях принципиально отличался от античного. Оно создавалось в иных природно-климатических и соци­альных условиях, имело иные структуры построек, иные строительные и архитек­турные средства, конструктивные и эсте­тические особенности.

     На Руси основным строительным мате­риалом, как для крестьянского жилища, так и для княжеских хором было дерево. Основу любого жилого дома составляла так называемая клеть — четырехугольный сруб, сложенный из венцов толстых бре­вен (рис. 5). Русский дом простейшего типа состоял из жилой клети и небольших сеней. В дальнейшем появилась холодная клеть для хранения имущества или про­живания в летнее время, а также крытый двор. Он устраивался, как правило, в крестьянском жилище и располагался по другую сторону сеней. Таким образом, дом состоял из избы ("истопка" — "исгьба" — "изба"), сеней, клети и двора, поставлен­ных на высокий подклет для сохранения тепла. В нижнем этаже двора держали скот, а в верхнем — запасы сена и хозяйственный инвентарь. Такая компакт­ная планировка дома-двора была вызвана суровыми русскими зимами. В дальнейшем стали делать избы-пятистенки или шестистенки, в которых жилая часть состояла из двух или трех смежных помещений, разделенных между собой рублеными сте­нами.

Русский жилой дом

а - план дома-четырехстенки в с. Троицкая Слобода Вологодской области (XIX в.) 1 - изба; 2 - клеть; 3 - сени; 4 - двор; 5 - взвоз; 6 - печь;  7 - голбец

б - интерьер горницы Вологодских хором (XVII в.) (реконструкция М. И. Мильчика и Ю. С. Ушакова) в-интерьер столовой палаты и план дома Сапожникова (Ершова) в Гороховце (XVII в.) (реконструкция А. А. Тица)

Рис 5

    В русской избе все было продумано и предусмотрено с точки зрения экономнос­ти и простоты постройки, удобства и эле­ментарной гигиены. Основой интерьера была печь. Замкнутое пространство избы делилось на бытовую, рабочую и обрядовую, культовую зону. В одном из углов на деревянный помост (опечек) ставили гли­нобитную печь, около которой устраивали дощатый короб (голбец), скрывавший лестницу в подклет. В наиболее освещен­ном (красном) углу, расположенном по диагонали от печи, находились божница и обеденный стол. Против устья печи крепился к стене стол-шкаф для приго­товления пищи и хранения посуды. Вдоль гладко вытесанных стен размещались врубленные в них лавки. Потолком в избе служил бревенчатый настил, полом — настил из пригнанных друг к другу плас­тин. Освещалось помещение двумя воло­ковыми и одним косящатым (красным) окном.

    Богатые посадские дома и хоромы в городах имели два жилых этажа на подклете и чердак. При этом по одну сторону от сеней устраивались горницы (покои — спальни): теплые — внизу; летние, назы­ваемые теремами, — наверху. По другую сторону в отдельном срубе — общее помещение для всей семьи, а также для приема гостей — повалуша ("повальный" — общий) в два-три этажа (житья). В подклете располагались подсобные поме­щения — кухни, кладовые, бани. Горницы таких домов имели стесанные бревенча­тые стены, тесовые потолки, резные ска­мьи вдоль стен, а над ними, под потолком - полки для хранения домашней утвари.

    Со временем приемы, выработанные при строительстве деревянного жилища, пере­шли в каменные жилые постройки — палаты, где практически повторялись традиционная для деревянных срубов планировка и размеры помещений. В первом этаже размещались служебные по­мещения, кладовые, во втором — парад­ные горницы, жилые и приемные комна­ты, в третьем — светлицы. В двухэтажных зданиях на втором этаже располагались разделяемые сенями парадные и жилые комнаты. Главной горницей, предназна­ченной для приема гостей и устройства пиров, была столовая палата — самое обширное и представительное помещение в доме. В ее красном углу, под иконами, были накрепко закреплены лавки и стол, в печуре (стенной нише) стояла дорогая посуда. Посередине потолка — красивого сомкнутого свода -- висел ажурный слю­дяной фонарь. Стол, лавки и пол, набран­ный из широких досок, покрывались коврами.

    В убранстве каменных домов, так же как и деревянных, важную роль играли печи. Обычно прямоугольные, они часто облицовывались цветными яркими изразцами. Мебель отличалась сравнительной груз­ностью: массивные столы, неподвижные и переносные лавки (скамьи) на резных ножках, сундуки, окованные железными полосами. Широкие лавки нередко ис­пользовались как кровати. Посуда была гончарная и металлическая. Ковши, бра­тины, кубки, кувшины расставлялись не только на полках, идущих вдоль стен, но и в закрытых шкафчиках, стоящих на полу или укрепленных на стенах.

    В Западной Европе, где тон жизни задавало немногочисленное городское население, жилой дом и его интерьер получили иные формы, пространственные и эстетические характеристики, отражав­шие черты романского и готического ар­хитектурных стилей (рис. 6.). Типичными жилыми постройками были двухэтажный дом подмастерья и дом мастера или купца, как правило трехэтажный. Теснота за­стройки средневекового города заставляла развивать внутреннее пространство домов вверх, а также за счет небольшого выдви­жения объема дома на уровне второго этажа в сторону улицы. Внизу находились хозяйственные и торговые помещения, мас­терские, выше - - жилые комнаты и чер­дак, используемый как склад. Центром вертикальной композиции внутреннего пространства дома являлся второй этаж, где располагалось жилое помещение с очагом. В домах знатных и богатых лиц небольшие жилые помещения второго этажа группировались вокруг центрально­го парадного зала с очагом, а третий этаж составляли маленькие жилые комнаты прислуги.

    В отличие от античного жилого дома исчезло деление на женскую и мужскую половины, жилище перестало быть зам­кнутым мирком, внутренний двор потерял свое прежнее значение. Семью объединял общий очаг, который использовали и для обогрева, и для приготовления пищи. Для этого он устраивался открытым с вытяж­ным козырьком. В вечернее время очаг давал дополнительное освещение.

    Парадные залы богатых домов иногда украшались стенными росписями, декора­тивными тканями, цветными витражами. Но в целом в это время даже парадные помещения сохраняли простоту и суро­вость убранства. Мебель была грубовата по форме и малочисленна — скамьи, сундуки, которые служили и кроватями, табуреты, стулья с высокой спинкой, простые шкафы. Мебель украшалась резь­бой, росписью, железными накладками.

Западноевропейский средневековый жилой дом а-дом в Праге, Чехия (XII- начало XIII в.) (реконструкция ) б-интерьер жилой комнаты крестьянского дома в Шлезвиг-Гольштейне, Германия (середина XVI в.)

Рис 6

 

    Со временем в парадных помещениях появились эркеры, украшенные цветными витражами, дубовая обшивка стен, полы, выложенные керамическими плитками, драпировки и тканые ковры - - шпалеры на стенах. Кирпичное производство вы­теснило очаг, и появился камин, заверша­ющийся пирамидальным колпаком. Мебе­ль стала разнообразней. Появились боль­шие и тяжелые шкафы, буфеты, этажерки, ширмы, широкие кровати с балдахинами. Ее украшали резьбой. На столах и полках стояла металлическая, керамическая, цвет­ная стеклянная посуда — кувшины, под­носы, блюда, кружки и т.д.

    На смену средневековью пришло Новое время, связанное с проантичной архитек­турой, выразившейся в стилях ренессанс (возрождение), барокко, классицизм и эклектизм, общей основой которых оста­валась античная архитектура. Из всего многообразия интерьеров жилых построек этого времени рассмотрим интерьер эпохи Возрождения как заключительный в ряду классических, послуживших основой для последующих этапов развития жилого интерьера.

    Новым типом жилого дома в эпоху Воз­рождения стал дом зажиточного горожанина - личности предприимчивой и инициатив­ной (рис. 7). Дом становился как бы обще­ственной характеристикой владельца и выполнял помимо жилых много общественных функций. В нем предусматривались помеще­ния приемных, канцелярии, залы для свет­ских балов, выступлений артистов, картин­ных галерей и т.п. В связи с небольшими размерами городских участков возникла многоуровневая структура городского дома, в которой по трем этажам четко зонирова­лись его функции: на первом этаже распо­лагались деловые, приемные и рабочие помещения; на втором - парадные: залы, кабинет, капелла; на третьем - - спальные комнаты семьи и слуг. Планировка такого дома в городах северной Европы с холод­ным, дождливым климатом была, как пра­вило, компактной; южной Европы с включением внутреннего двора, вокруг ко­торого по вышеназванным уровням группи­ровались помещения. В трехуровневой струк­туре здания преобладающее значение имел выделяющийся по высоте второй этаж с парадными помещениями, центром которых был большой зал, служивший нередко и парадной столовой. Пространство внутрен­него двора, окруженное открытыми галере­ями с каменными, кирпичными или дере­вянными столбами, выполняло роль центра композиции всего дома, отличаясь формой, размером и архитектурным решением.

    Соревнуясь в том, кто лучше отделает свой дом, владельцы наибольшее внимание уделяли именно его интерьеру. Основу пластического убранства помещений состав­ляли элементы художественно истолкован­ной античной конструкции, которые ис­пользовались с целью передать торжествен­ность, монументальность, парадность, про­стоту, интимность и другие образные каче­ства внутреннего жилого пространства. От­носительно малые параметры помещений, более человеческий масштаб пространства, комфортность среды и функциональное разнообразие привели к сознательному изменению пропорций, тонкости проработ­ки деталей. Стены внизу имели высокую дубовую филенчатую панель, выше которой покрывались фресковой живописью или тисненой кожей, или ткаными коврами-шпалерами. Верхняя часть стены могла об­рабатываться аркадой на колонках или лепным фризом. В искусно оформленные ниши на стенах помещались рельефные или скульптурные изображения Богоматери и святых. Большие камины, часто достигаю­щие потолка, размещались по оси помеще­ния. Полы покрывались каменными пли­тами с геометрическим орнаментом рисун­ка. Мебель расставлялась, как правило, вдоль стен за исключением центрально распола­гаемого стола и кровати в спальне. Сундуки,. скамьи, складные стулья, столы с массив­ными опорами, соединенными переклади­нами, двухъярусные шкафы украшали про­филями античной формы, покрывали по­золотой, живописью. Особое внимание обращалось на оформление дверей налич­никами и фронтончиками, порталами с колонками. Мелкие предметы убранства были немногочисленны. Это светильники, медные или фаянсовые подсвечники, вазы, декоративные тарелки и блюда, выставляе­мые на полках. В целом же характерное для эпохи Возрождения разнообразие мебели, декоративного решения интерьера отлича­лось индивидуальностью и было символом значительности владельца дома.

 

 

Жилой дом эпохи Возрождения а - планы  1  и 2 этажей палаццо Корнер делла Ка Гранде в Венеции, Италия (1536г.) б - интерьер дома Вазари в Ареццо, Италия (1542г.)

Рис7

 

 назад на "Шторы в интерьере"

 назад на "Индивидуальный стиль интерьера"

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".