Коллекция электронных материалов по технологии

Историческая справка

 

                    назад на "Создаем букет"

 

 

    Искусство украшать живыми цветами, листьями, ветками, плодами и другим декоративным материалом праздничные процессии, одежду, интерьеры имеет многовековую историю. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас образцы прикладного и декоративного искусства, архитектуры, живописи, поэзии.

     Формы использования растений были очень разнообразными. Первоначально, когда для украшения широко применяли различный природный материал (рога, перья, раковины, зубы животных), нередко использовали отдельные ветки, цветы, листья. Так, скифские и мидийские жрецы при жертвоприношениях держали в руках ветки тамарикса.

    Ветвями различных растений украшали статуи богов в Древнем Египте. Вначале украшением служили только отдельные цветы. Перед изображением божества клали, например, цветы лотоса. Этот обычай и до сих пор сохранился в буддийских храмах. На больших празднествах женщины несли цветы в руках. Даже в вазах, украшавших жилища египтян, было не одно отверстие вверху для букета, как теперь, а много маленьких дырочек, куда вставляли отдельные цветы. Впоследствии их стали объединять в венки, букеты, гирлянды. При погребении на умерших надевали гирлянды из мальвы, шафрана, лепестков лотоса. Иногда растения прекрасно сохранялись, некоторые из них находили спустя тысячелетия. Когда английский археолог X. Картер в 1929 г. обнаружил гробницу Тутанхамона, то ученого больше всего потрясли не многочисленные драгоценные украшения, а скромный венок из цветов, положенный юной вдовой на грудь мужа. Венок так хорошо сохранился, что можно было даже понять, какие цветы в нем были: василек, плоды мака, черный паслен и плоды мандрагоры — «яблоки любви».

   В Древних Фивах при раскопках усыпальницы Рамзеса II, жившего в 1317—1251 гг. до н. э., найдены гирлянды из листьев персей (авокадо), перемежавшихся с лепестками голубых нимфей (кувшинок) и розового лотоса.

   Во многих странах цветы и деревья издавна служили своеобразными символами. Так, в Древней Греции статуи верховного бога Зевса украшали ветками дуба — символом силы; бога морей Посейдона — прибрежной сосны; Афродиты, богини красоты и любви,— ветками мирты; Эрота, бога любви,— розами; Нике, богини победы,— пальмовой ветвью; Аполлона, бога Солнца,— ветками лавра, символом почета и славы; Афины, богини мудрости, знаний, искусств и ремесла,— оливковой ветвью, олицетворяющей мир. Эти символы играли большую роль в религиозных обрядах и праздниках.

    Весьма распространенным в Древней Греции было искусство плетения венков. Очень почитали художников, проявлявших особый вкус в выборе и расположении используемых для венков цветов, листьев, веток.

     Сохранилось предание о прекрасной цветочнице Глицере, которая искусно плела венки. За этим занятием и изобразил ее художник Павсий из Сициона (4 век до н. э.) в одной из лучших своих картин. Этот античный мотив вдохновил Иоганна Вольфганга Гёте на создание стихотворного диалога «Новый Павсий и его цветочница» (подруга великого поэта Христиана Вульпиус работала на фабрике искусственных цветов). «Цветы начинают жить лишь после того, как их сплетает твоя рука»,— говорит поэт своей возлюбленной.

     Великая поэтесса Древней Греции Сафо не раз обращалась в своем творчестве к цветам. Читая дошедшие до нас строки, видим, как популярно было в то время плетение венков:

Венком охвати, Дика моя,

волны кудрей прекрасных.

 Нарви для венка нежной рукой

свежих укропа веток.

Или:

Сядем вместе, бывало, вьем

Из фиалок и роз венки,

Вязи вяжем из пестрых первин лугов.

     Именно Сафо назвала розу царицей цветов. Этот цветок был особенно любим и почитаем древними греками. Лепестками роз усыпали торжественный путь победителей, венками из роз украшали воинов, их колесницы, встречающих.

     Не меньшим вниманием пользовались венки и в Древнем Риме. На фресках, найденных в городе Геркулануме, погибшем при извержении Везувия в 79 г. н. э., среди других изображена голова Геркулеса с лавровым венком и голова нимфы Аркадии, украшенная венком из роз и листьев.

     Букеты также появились на заре человечества. Прообразом их, вероятно, были несколько цветов, зажатых в кулачке ребенка, играющего на воздухе, в какой бы стране это ни происходило.

     Одно из первых изображений букета (из лотосов) можно увидеть на стенной росписи древнеегипетской гробницы. Пышные букеты из роз были распространены среди римской знати. В мрачные времена средневековья цветы применяли главным образом для украшения церковных интерьеров, их выращивали в основном в монастырских садах с чисто прикладной целью. Символика цветов приобрела религиозное значение. Наиболее распространенными цветами стали белая лилия — символ чистоты и непорочности, считавшаяся цветком девы Марии, и ирис — знак страдания и боли; красно-оранжевые лилии символизировали кровь Христа, аквилегия (водосбор) — святой дух. Букеты из этих цветов можно увидеть на картинах Симоне Мартини, Хуго ван дер Гуса, Роджера ван дер Вейдена и др. Женщины на сельских праздниках прикрепляли к корсажу

небольшие букетики, главным образом из душистых трав — мяты, руты, укропа, лаванды, базилика, чабреца.

     В XVI—XVII веках, когда взгляды человека на мир и окружающую природу в корне изменились, стали свободнее развиваться его творческие способности, возникли и новые связи с миром растений. Эти изменения коснулись, прежде всего, таких развитых стран, как Италия, Франция, Голландия. Художники как бы заново увидели всю красоту окружающего мира. Цветы, сады, парки стали составной частью направление — изображение живых цветов в вазах. Эта разновидность натюрморта в Голландии получила более точное название — Stilleven (тихая, или остановившаяся, замершая жизнь), ведь изображала она не мертвую, а живую природу. Среди голландских и фламандских мастеров XVI—XVII веков, прежде всего следует вспомнить представителей талантливейшей семьи Брейгелей.

    Ян Брейгель, получивший прозвище Бархатного, или Цветочного. Традиции были продолжены его сыновьями — Яном Брейгелем младшим и Амброзиусом, а затем внуком Абрахамом. Сохранилось немало картин и других выдающихся живописцев этого жанра — Бальтазара ван дер Аста, Яна ван Хейсума, Абрахама Миньона, Яна Давидса де Хема. На их картинах изображены самые разнообразные цветы — очень популярные в то время ирисы, нарциссы, махровый шиповник, тацетты, аквилегия, тюльпаны, анемоны, а на картине Абрахама Брейгеля (середина XVII века) — даже георгины, появившиеся в Европе в эпоху великих географических открытий.

     В качестве ваз использовали металлические и фарфоровые сосуды различной формы. Букеты были пышные, нередко с привлечением таких декоративных элементов, как колосья, побеги вьющихся растений, грозди винограда, ветки цветущих кустарников, например калины бульденеж.

     Для огромных вычурных ваз, украшавших богатые интерьеры в стиле барокко, требовались крупные орнаментальные растения. Лилии, пионы, розы, тюльпаны дополняли пальмовыми листьями (вайями), ветками кустарников с декоративными плодами. Нередко из них плели и гирлянды.

     Прихотливый орнаментальный ритм, асимметричность композиций стиля рококо требовали и от ваз, и от цветочных букетов большей камерности, интимности. Тогда были особенно распространены розы — в бутонах или распустившиеся.

     Пришедший на смену этим стилям классицизм с его изящной простотой, вниманием к совершенству деталей, глубиной художественного замысла во многом следовал идеям античности, что проявилось не только в архитектуре и живописи, но и во многих произведениях садово-паркового искусства. Простоту и изящество, ясность и величественность внес классицизм и в искусство цветочной аранжировки того времени, что нашло свое отражение в живописи — в России в работах Ф. П. Толстого, И. Т. Хруцкого и др.

     С акварельными букетами удивительной красоты, написанными в середине прошлого века, широкие круги читателей могли ознакомиться совсем недавно, когда в 1986 г. в издательстве «Искусство» вышла книга «Акварели декабриста Петра Ивановича Борисова» (1800—1854). Это образец не только научной достоверности и поэтического видения природы, но и высокой гражданственности — ведь декабрист П. И. Борисов был приговорен к пожизненным каторжным работам, которые впоследствии были заменены вечным поселением в Сибири. До последних дней своей жизни он вел наблюдения за фауной и флорой Восточной Сибири. В его художественном наследии свыше 450 акварелей, изображающих цветы, птиц, бабочек.

    Очень привлекательны букеты из диких растений: здесь и анемоны, и дельфиниум, и «жарки» — купальница азиатская, и орхидея венерин башмачок. Изящны букеты из веток цветущих кустарников — курильского чая, таволги, яблони. Характерно, что все букеты изображены без ваз (да и вряд ли они были в сибирской деревне), но скомпонованы они с полным соблюдением пропорций, цветовых соотношений, единым композиционным замыслом.

    В середине XIX века в Европе, особенно в Германии и Австрии, распространился стиль бидермейер, отражавший вкусы буржуазно-мещанских слоев общества. Это были попытки перенести формы классицизма в повседневную бюргерскую обстановку. Стиль бидермейер нашел отражение и в живописи, и особенно в декоративно-прикладном искусстве.

     Букеты в стиле бидермейер были главным образом округлой формы, плоские или выпуклые, из большого количества цветов, плотно примыкающих головками друг к другу. Их помещали обычно в специальные подбукетницы — «портбукеты», нередко украшали кружевными манжетами, лентами либо бантами.

     В конце XIX века букеты во многих европейских странах были особенно подвержены влиянию моды, выглядели часто очень вычурными и помпезными.

 

   Примером могут служить так называемые макартовские букеты (по имени венского художника Ганса Макарта) с использованием высушенных и отбеленных пальмовых листьев, султанов пампасской травы, иногда даже с павлиньими перьями.

    Очень популярный в начале XX века стиль модерн (югенд-стиль, декаданс, арт нуво) внес много нового и в декоративно-прикладное искусство. Стеклянные и фарфоровые вазы приобрели текучие, плавные формы, мягкие цвета, неясные очертания. Для букетов этого времени подбирали небольшое количество растений с изогнутыми стеблями и обычно асимметричным строением. Излюбленными цветами стали ирисы, орхидеи, цикламены, настурции, каллы, для аранжировки использовали ветки кустарников, разнообразные злаки. В конце прошлого — начале текущего столетия возникла мода на так называемое плато: на плоских блюдах или на плетенках размещали мох, в который декораторы втыкали головки цветов. Иногда среди мха были спрятаны небольшие сосуды с водой, в которые ставили цветы. Плетенки изготавливали в виде сердца, креста или лиры. Цветами стали украшать различные подарки — зеркала, веера, теннисные ракетки, даже велосипеды. Стали традиционными и цветочные украшения к различным праздникам. Росло количество цветочных хозяйств, лавок, магазинов, стало больше профессиональных «вязальщиц букетов», специалистов по цветочной аранжировке. В связи с этим чрезвычайно интересно руководство по цветочной аранжировке, вышедшее в конце прошлого века в Германии, в «цветочном городе» Эрфурте. Автор ее — И. К. Шмидт, один из владельцев известной фирмы «Хааге и Шмидт». Книга была переведена на русский язык и издана под редакцией известного русского ученого Н. И. Кичунова, который отмечал в предисловии, что у нас в России со временем, несомненно, разовьется та же потребность в цветах, как и за границей. Книга дает достаточно полное представление о стиле цветочных аранжировок конца прошлого века, основных изделиях из цветов — букетах, корзинах, венках, цветочных подушках, аранжировках для праздничных поздравлений, об украшении столов цветами. Это первое на русском языке руководство по цветочной аранжировке пользовалось большой популярностью среди профессионалов-садовников и выдержало несколько изданий.

 

назад на "Создаем букет"

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".