Коллекция электронных материалов по технологии

Коментарий к презентации

  назад на "Лоскутная пластика"

 

                            История лоскутного шитья

 

   Искусство лоскутного шитья известно многим народам мира с давних времен. До недавнего времени принято было считать, что лоскутное шитье возникло в Англии, затем переселенцы «занесли» этот вид рукоделия в Америку, где оно получило широкое развитие, обретя со временем статус национального искусства.

   В России лоскутное шитье стало активно развиваться с середины XIX в., когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Но имеются сведения, что еще в XVII в. Старообрядцы использовали так называемые подручники – молитвенные коврики, рисунок которых состоял из лоскутков и символизировал девять ангельских чинов.

   Лоскутное шитье зародилось и развивалось изначально в крестьянской среде. Лоскутные одеяла, коврики - кругляши, дорожки, сотканные из полосок ткани, наполняли быт и радовали глаза.

Среди городского населения изделия из лоскута долгое время считались признаком бедности. И лишь в 70-е годы XX в., когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.

   Необходимо различать современное искусство шитья, получившее свое развитие в клубах, творческих союзах и подлинно народное лоскутное шитье, которое было домашним рукоделием в деревнях и селах.

   Традиции лоскутного шитья в России стали складываться в XIX в., когда фабричные ткани стали предметом повседневного обихода. Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла, сшитого из кусочков отслужившей свой срок одежды. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, соединяли их как придется. В некоторых областях России традиционно изготовление лоскутных одеял было связано со свадебным обрядом: оно было частью приданного. Лоскутное одеяло принято было дарить на рождение ребенка. Такие одеяла сочетали в себе практичность и надежность.

   В народном костюме конца XIX  - начала XX в. можно увидеть самое широкое применение лоскута, имитирующего трудоемкие в исполнении вставки кружев, вышивки, ткачества.

    Наиболее оригинальный прием в лоскутном шитье – нашивание на основу мелко нарезанных лоскутков, чаще узких коротких полосок ткани (по образу знаменитой каргопольской «ляпачихи» - тканного свадебного одеяла из мелко нарезанных лоскутков ткани). На Севере их называли ляпаками. Ляпак, ляпачок – торчащий обрывок ткани. Этот прием позволял достичь объемности, фактурности полотна.

   Лоскутная мозаика традиционных изделий представлена различными рисунками. В них присутствуют детали в форме полоски, квадрата, треугольника, т.е. тех фигур, которые могли выпадать от прямого кроя русского костюма.

   Большой интерес представляют традиционные лоскутные коврики. Сшитые из маленьких упругих уголков, сплетенных в косички жгутов, они отличаются богатством цвета и фактуры.

  Искусство лоскутного шитья в каждой местности имеет свои особенности, а разнообразие аналогичных предметов – результат различия в творческом почерке отдельных мастеров.

   Общим отличительным признаком русского лоскутного шитья можно отнести: преобладание мажорного колорита, богатство и пластичность фактуры, динамичность композиции, максимальное разнообразие цвета при ограниченном количестве приемов и лоскутных мотивов, употребление простых по форме деталей рисунков.

   В последние годы музеи, дома народного творчества стали собирать и изучать изделия из лоскута наравне с другими видами народных художественных ремесел.

 

назад на "Лоскутная пластика"

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".