Коллекция электронных материалов по технологии

Орнамент в вышивке

  

назад на "Вышивка"

 

   Для выполнения вышивки необходим узор, рисунок. А всякий ли рисунок подходит для этого? Многие любят вышивать цветы, различные растения. И зачастую в качестве рисунков для вышивки используют натуралистические изображения растений, цветов, а также сюжетные картинки, переведённые с репродукций, открыток. Такие «узоры» нельзя назвать художественными, они не отвечают особенностям декоративно- прикладного искусства. И, кроме того, как бы мы ни стремились вышить цветок во всех его деталях, чтобы он получился «как живой», всё равно он таким не получится и изделие не украсит. Лишь в рисунке, выполненном живописными средствами, где наличие света и тени создаёт ему объём, возможно, приближение к натуре, но и живописец не стремится бездумно копировать природу.

   В задачу вышивки не входит добиваться реалистических изображений.

    Она служит для украшения бытовых изделий и самостоятельного значения не имеет. Основную роль играет сам предмет, который благодаря вышивке приобретает художественную ценность.

   При создании рисунка для вышивки художник делает зарисовки с натуры и затем претворяет их в орнамент и различные орнаментальные композиции.

   Слово «орнамент» в переводе с латинского означает «украшать».

Орнаментом украшают, оформляют изделие прикладного искусства, поэтому он является неотъемлемой частью этого изделия и всецело зависит от его формы, назначения и материала, из которого выполняется это изделие.

  При переработке рисунка в орнамент отбираются основные, характерные черты предмета (например, цветка, птицы). Мотивы животных, птиц, растений рисуют контуром, не стремясь к точной передаче, выделяя лишь главные черты. Плоскостное изображение таких мотивов становится частью узора и органически связывается с поверхностью украшаемого изделия.

   При создании узоров для вышивки современных изделий художники часто используют мотивы крестьянских вышивок 18- 19 веков, в которых всегда сохраняются принципы орнаментальной композиции.

  Трактовка в узорах мотивов растительного или животного происхождения зависит от характера орнамента, фактуры ткани, техники выполнения. Так, например, изображение ягод и листьев клубники может быть различным и зависит от того, какими швами оно будет выполнено.

   Приступая к выполнению изделия, сначала надо продумать его художественное решение в целом, определить расположение узора на плоскости, отдельных его частей, пропорции элементов, выполнение в цвете, т.е. всё, что входит в понятие композиция.

   Характер композиции в большей степени определяется ритмом – закономерным чередованием отдельных элементов или  группы элементов в орнаменте, что способствует достижению выразительности композиции, чёткости её восприятия.

   Повторение абсолютно одинаковых элементов или групп элементов называется раппортом.

   Орнаментом может быть украшена вся поверхность предмета (например, ковёр) или какая – либо часть его (края салфетки или середина наволочки), отдельные орнаментальные мотивы могут быть разбросаны по поверхности изделия (скатерть) и т. д.

   Для построения орнамента могут быть использованы геометрические формы (треугольники, квадраты, звёзды, окружности и т.д.). А также волнообразные, ломаные линии, спирали и т. д., растительные мотивы (листья, цветы, ветви, деревья и т.д.), изображение образов животного мира (насекомые, птицы, рыбы, звери), а также фигура человека в очень обобщённой форме. Иногда в орнаменте геометрические формы сочетаются с мотивами природы. Все части орнамента должны быть соразмерными.

   Иногда мотивы в узоре не повторяются. Узор может строиться на основе симметрии и асимметрии. Такой узор также будет орнаментальным.

   Для узоров русской вышивки характерна симметрия – закономерное расположение основных линий, форм, красок относительно горизонтальной или вертикальной осей симметрии. Рисунок может быть построен относительно одной, а также двух или нескольких осей симметрии.

  Построение композиции может быть основано на принципе равновесия, когда части узора, уравновешивают друг друга и становится частью узора.

  Часто узор строится в замкнутой плоскости, т. е. В плоскости, ограниченной какой – либо геометрической формой. Это может быть скатерть квадратной или прямоугольной формы, панно, шаль в форме треугольника, круглая наволочка на диванную подушку и др. в зависимости от формы изделия и замысла исполнителя форма и расположение узора могут меняться. Так, на скатерти могут быть вышиты углы или середина.

   Плоскость скатерти или салфетки может быть разделена на  квадраты или прямоугольники, а в них располагаться узоры вышивки.

         Для вышивки рекомендуется использовать образцы  народных  узоров, рисунки,  созданные  художниками.  Отдельные   части   рисунков   можно комбинировать по – своему, а ещё интереснее,  наблюдая  природу,  самим придумывать узоры, их расположение на поверхности изделия.

 

 

назад на "Вышивка"

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".