Коллекция электронных материалов по технологии

Конспект урока "Требования к одежде"

назад на "Требования к одежде"

 

 

 

Конспект урока

Тема: Требования к одежде

6 класс

Цель:

·        познакомить учащихся с эксплуатационными, гигиеническими и эксплуатационными требованиями, предъявляемыми к одежде;

·        развивать эстетический вкус, творческие способности;

·        воспитание потребительской культуры, бережливости, здорового образа жизни.

 

Наглядность:

         макеты юбок, презентация «Урок. Требования к одежде», лист рабочей тетради.

 

Межпредметные связи:

         история, природоведение, биология, мировая художественная культура, изобразительное искусство.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

 

Доброе утро!

Каждое утро, когда мы одеваемся, встает вопрос «А что надеть?». Выбирая одежду, мы смотрим на погоду, вспоминаем, чем нам предстоит заниматься, обращаем внимание на свое настроение.

Другими словами, к одежде мы предъявляем много требований.

Тема сегодняшнего урока- «Требования к одежде». Мы познакомимся с понятием одежды и с требованиями, которые к ней предъявляются.

(открываем тетради и записываем тему урока)

А помогут нам спонсоры знаний, которые поделятся информацией и к ним можно будет обратиться за помощью.

Почемучки в конце урока зададут вопросы, а психолог оценит атмосферу на уроке.

 

II.Вводный инструктаж

 

Девочки, внимание на экран!

Сюжет из мультфильма (40 сек.)

·                   Девочки, что случилось с волком?

(неправильно забросил удочку, потерял брюки)

·                    Почему спрятался за пугало Волк?

( стало стыдно потому, что он остался без одежды)

·                    Почему он надел наряд пугало?

(неприлично ходить)

·                   А для чего необходима одежда?

(защищает от ветра, солнца, дождя, снега, согревает)

·                   Давайте сделаем вывод – что такое одежда?

 

Одежда – это совокупность предметов, которыми покрывают тело человека, предохраняющих от неблагоприятных воздействий окружающей среды.

(Давайте запишем определение одежды в тетрадь)

 

Одежда очень много может рассказать об ее обладателе. Она должна быть удобна в носке и красивой, чтобы человек чувствовал себя естественно, уверенно и комфортно.

Недаром у русских людей есть пословица «По одежде встречают, по уму провожают».

В прошлом году мы познакомились со спецодеждой – фартуком и косынкой.

 

·                   Вспомните, почему их назвали «спецодежда»?

(защищает тело человека от производственных воздействий)

·                   Но вы знаете, что люди не всегда ходят в спецодежде.

Подумайте и скажите, а какую одежду люди носят?

·                   Одежда по назначению бывает различной, вы правильно заметили.

Обратите внимание!

(слайд)

По целевому назначению

 

            Повседневная                                         торжественная

 

одежда, употребляемая ежедневно      одежда для различных торжеств,

и отличающаяся относительно            праздников и отдыха

строгими формами, умеренным

количеством украшений и отделок

 

(Давайте запишем эту схему в тетрадь.)

 

·       Обратите внимание на экран. Посмотрите еще раз варианты повседневной и торжественной одежды.

А также ассортимент (набор) женской одежды включает белье, легкую и верхнюю одежду.

(слайд)

Дадим определение белью.

 

Белье – это все то, что надевают прямо на тело.

Давайте приведем примеры белья, (ночная сорочка, майка, трусы, плавки).

Легкое платье – изделия, которые надевают поверх белья (блузки, юбки, платья, брюки, свитера и т.д.).

Верхняя одежда – все то, что надевают поверх легкого платья (пальто, плащи, куртки, шубы).

А еще различают одежду по способу эксплуатации

 

По способу эксплуатации

 

                   поясная                                               плечевая

 

      (держится на талии)                                   (держится на плечах)

 

Самый распространенный предмет поясной одежды – юбка. Давайте заглянем в ее историю.

 

История юбки

   Люди не сразу разделили одежду на мужскую и женскую. Тысячелетиями в этом не видели нужды.

Древние гречанки и римлянки обходились без юбок, их одежда состояла в основном из хитона или туники и плаща.

   Строго говоря, юбка – это часть одежды от талии книзу.

   Считается, что слово «юбка» имеет одного прародителя с «шубой»: и то и другое происходят от арабского слова «джубба», которым называли суконную тунику без рукавов.

   В истории юбки мы находим подтверждение тому, что все сословия не упускали случая, чтобы даже с ее помощью подчеркнуть значимость своей персоны. Очень хорошо этой цели служил шлейф (XV в.). Церковь объявила шлейфы «дьявольскими хвостами» и отказывала в отпущении грехов всем дамам, которые осмеливались их носить.

   Три века спустя шлейф при европейских дворах был еще в большем почете.

   Самый внушительный шлейф был у коронационного платья Екатерины II – длиной 70 метров и шириной 7 метров, его несли 50 пажей.

В 16 веке появились юбки необъятной ширины, которые располагались в несколько ярусов или набивались конским волосом. Юбки стали настолько тяжелы, что женщины не могли их носить.

   И тогда для юбок придумали каркас из обручей. Юбка тех времен – это целое сооружение: установив ее на полу, в нее просто «входили», а потом пристегивали к корсету.

   В 17 веке одежда стала более удобной, свободной. А эффект широких бедер создавался надетыми юбками. Число юбок зимой доходило до 12 штук. Все юбки украшали вышивками, кружевами, воланами. Самая нижняя юбка была одна. Пока эта юбка была в стирке, хозяйка вынуждена была лежать в постели под одеялом.

   К 18 веку вернулась юбка в виде купола. Опять сооружались каркасы, на них натягивают ткани. Многочисленные металлические (деревянные) планки, соединенные клеенкой, издавали шорохи, поэтому юбку называли «крикуньей».

   В такой юбке нельзя было приходить в церковь. С непослушных женщин принародно снимали юбку и сжигали.

   Причудливая мода делала юбку то шире, то уже, на каркасе из китового уса или проводки, со складными каркасами.

   К середине 19 века металлический каркас был заменен на кринолин: льняной чехол, проплетенный конским волосом, который был вскоре заменен на проволочный. Они стали доступны всем.

   Платья на каркасах были объемными и тяжелыми. Свадебное платье иногда весило целый центнер (100 кг). Невесту в таком платье приходилось вносить в церковь на руках, так как сама она не в силах была передвигаться.

   К 1870 годам, чтобы изменить силуэт фигуры обзавелись турнюром – валиком, который подкладывали под юбку ниже талии со стороны спины.

   Начало 20 века запомнилось роскошеством дамских туалетов. Стоимость одного платья достигала нескольких тысяч, но несмотря на это женская одежда стала более изящной и более удобной. И юбка становится самостоятельным поясным изделием.

   В русской деревне юбки стали носить не раньше середины XIX века. Поначалу шили их как привычные в деревне сарафаны – на лифе, который был из более легкой ткани и заменял собой нижнюю сорочку.

   Девушки на выданье надевали в праздники по несколько юбок, «чтобы толще казаться» - полнота для них была все равно, что красота.

   Полным женщинам хватало двух-трех нижних юбок. Отличавшиеся худобой натягивали по четыре-пять юбок сразу. Зимой для тепла обязательно надевали стеганую на вате «споднюю» юбку.

   Будничные юбки шили из холста, праздничные нижние юбки шили из голубого, розового или красного ситца.

   Крестьянские нравы коротких юбок не допускали: девичья юбка открывала только ступни, бабья была обязательно до пят.

   По числу юбок мерился достаток. У донских казачек было по пятнадцать – двадцать юбок, к ним для пары полагалась кофта того же цвета.

   На Кубани юбку начинали носить с пятнадцати лет. Среди сестер была очередность: младшим надо было ждать, когда просватают старшую, тогда только наступал их черед носить юбку: «чтобы не посадить под корыто старшую сестру».

   Древнее юбки была на Руси понева. Это то же, только полы, как правило, были не сшиты. Такую несшитую спереди поневу называли распашонкой. Держалась понева на гашнике (ремне, веревке, шнуре, тесьме). Изготовляли их из клетчатой домотканой шерсти. Поневы делились на синятки (однотонные синие) и краснятки с браным узором.

   С 18 века появились глухие поневы, у которых спереди было вшито однотонное полотенце – прошва.

   Деревенские портнихи додумались даже до «плиссированных» понев: сшитую поневу складывали по клеткам и, перевязав веревочкой, клали под горячий деревенский каравай. Получалось «плиссе», складки которого долго не расходились.

   Молодая после венца надевала поневу с «хвостом» из красного сукна с разноцветными шелковыми лентами, позументом, бархотками и рядом пуговиц. Такую поневу носили до тех пор, пока не приходила пора стать свекровью или тещей. Или пока не наступала старушечья пора.

   Самые разукрашенные поневы носили замужние женщины до рождения первенца. На праздничных поневах не осталось живого места, и носить такую тяжесть было не легко: были поневы, весившие до пяти-шести килограммов.

   Понева была бабьей одеждой. Девичий наряд, как правило, состоял из рубахи с шерстяным поясом, а поверх – фартук или армяк. В канун совершеннолетия, на именины девушки или в праздник на нее при всех родных подруги надевали поневу. Девушку, надевшую поневу, можно было сватать и собирать ей приданое.

 

·        Что больше всего вам запомнилось, понравилось, поразило из истории юбки?

Из истории юбки вы узнали, что самостоятельным видом женской одежды юбка стала только в конце 19 века. Но за вековую историю были изобретены разнообразные формы юбок.

 

Посмотрите на экран.

   Сейчас можно встретить прямые юбки, расширенные книзу, широкие, узкие, в складку, в сборку, из клиньев, короткие и длинные, юбки-брюки, юбки на бретелях, юбки на кокетках и др.

   А еще можно посмотреть варианты юбок на стенде (макеты юбок).

Я сейчас предлагаю, девочки, вам продемонстрировать под музыку свои юбки. А когда пойдете, обратите внимание, какие юбки надеты на вас.

(Спросить 3-4 человека, какие юбки они увидели: по целевому назначению и по форме)

Спасибо, присаживайтесь.

 

Энергичный, вечно спешащий современный человек хочет быть элегантным везде. Элегантность, простота и удобство – эти требования необходимо учитывать при создании новых видов одежды.

    К различной по назначению одежде предъявляются различные требования. К основным требованиям относятся эстетические, гигиенические и эксплуатационные. Вы их видите на экране.

 

   Откройте учебник на стр. 38 и прочитайте их. Обратите внимание на особенности каждой группы требований. Запишите через запятую эти требования.

Эстетические – одежда должна быть удобна, красива, соответствовать моде, гармонична облику.

Гигиенические – обеспечение нормальной жизнедеятельности, (т.е. гигроскопична, воздухопроницаема, достаточные теплозащитные свойства). А так же свобода движений, легко надевается и снимается, не мнется.

Эксплуатационные – выдерживать нагрузки и деформации в процессе носки.

·        А сейчас мы с вами попробуем сами нарисовать юбки, учитывая требования к одежде.

 

 

 

III. Текущий инструктаж

 

(Девочкам раздаются изображения женской фигуры)

Подвиньте к себе лист бумаги с изображением женской фигуры. Ваша задача, с учетом полученных знаний, нарисовать юбку, которая указана у вас, а кто с этим заданием справится, то можно для своей юбки подобрать и ткань (задания разного уровня сложности).

У кого возникнут сложности, можно обратиться за помощью к спонсорам знаний.

 

IV. Заключительный инструктаж

 

Давайте посмотрим на ваши юбки. Получились замечательные, интересные модели.(Поставить оценки за практическую работу)

Пожалуйста, назовите, какие требования вы учитывали, создавая их?

Много полезного мы узнали на уроке. А чтобы проверить насколько вы были внимательны, предоставим слово «почемучкам».

(«Почемучки» по ходу урока сами составляют вопросы. В приложении 1 приведен примерный перечень вопросов)

Молодцы «почемучки», хорошие и интересные вопросы вы составили.

А сейчас подумайте, вспомните, что необходимо учитывать, чтоб создать красивое изделие, которое хорошо бы сидело на фигуре и соответствовало вашему размеру.

(Необходимо учитывать размер и рост человека, правильно снять мерки и построить чертеж выкройки).

Этим мы займемся на следующем уроке. Давайте запишем в дневник домашнее задание.

Д/з: Повторить название мерок и правила их измерения. Принести сантиметровую ленту.

Поставьте, пожалуйста, оценки за практическую работу в дневник.

А сейчас слово предоставляем «психологам» (прил.1. памятка для «психолога»)

 

Девочки, вы согласны, есть другие мнения? Вам понравился урок? Какую оценку нужно поставить в дневник поведения?

Урок окончен, до свидания.

 

 

 

 

Приложение 1

1.     Что такое одежда?

2.     Вспомните, на какие  группы по целевому назначению делят одежду?

3.     Чем отличается повседневная одежда от торжественной?

4.     Что такое ассортимент?

5.     Что включает ассортимент женской одежды?

6.     К какому виду одежды по способу эксплуатации относится юбка?

7.     Перечислите основные требования к одежде?

8.     Подумайте и скажите, соответствовала ли исторически одежда основным требованиям к ней?

9.     В чем заключаются эстетические требования к одежде?

10.   Для чего предъявляются гигиенические требования к одежде?

11.    В чем заключается суть эксплуатационных требований к одежде?

12.    Что такое белье?

13.    Что такое легкое платье?

14.    Что такое верхняя одежда?

 

Памятка для «психолога»

1.     Учитель доступно объясняет цели и задачи урока (не объясняет).

2.     Учитель излагает материал доступно (понятно) или непонятно.

3.     На уроке используются наглядные пособия, ТСО.

4.     На уроке поддерживается дисциплина, задания даются четко.

5.     Класс хорошо подготовлен к уроку.

6.     Все успели сделать до звонка.

7.     Учитель четко объясняет домашнее задание.

8.     Учитель доброжелателен и тактичен в общении с учениками. На уроке комфортная психологическая атмосфера (девочки ведут себя свободно, раскованно, не боятся отвечать на вопросы, если что–то не понятно, то не боятся переспрашивать; между собой девочки тактичны, оказывают друг  другу помощь, не перебивают и т.д.)

Или учитель несдержан и равнодушен к ученикам. На уроке ощущается напряжение, подавленность, неуважение к учителю.

9. Урок прошел быстро и незаметно. Урок понравился.

 

назад на "Требования к одежде"

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".